ДОП социально-гуманитарной направленности «Профилактика и коррекция смешанной дисграфии» для детей младшего школьного возраста (2 класс)

Содержание
1. Основные характеристики программы. .......................................................... 3
1.1. Пояснительная записка. ............................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы. ......................................................................... 4
1.3. Содержание программы. ............................................................................ 4
1.4. Планируемые результаты. ......................................................................... 7
2.Организационно-педагогические условия. ...................................................... 9
2.1. Календарный учебный график................................................................... 9
2.2. Условия реализации программы. ............................................................ 10
2.3. Список литературы. ................................................................................. 11

2

1. Основные характеристики программы.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная
адаптированная
(модифицированная)
общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной направленности «Профилактика и коррекция
смешанной дисграфии» составлена на основе примерной адаптированной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР
(вариант 5.1).
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Программа предназначена для организации и проведения коррекционнопедагогической работы с обучающимися с ТНР. Программа разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утв. Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»
3.Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5. Приказ Минобрнауки РФ об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 года №1598;
6. Примерная адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с ТНР;
7. Конституция РФ;
8. Конвенция ООН о правах ребенка;
9. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных
учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными
возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями).
Уровень сложности: базовый.
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В
рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога,
условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений
развития речи.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
1. Диагностическое;
2. Коррекционное;
3. Аналитическое;
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление;
5. Организационно-методическое.
3

Срок реализации программы 1 учебный год, 35 часов. Индивидуальные занятия
проводятся в очной форме 1 раз в неделю, длительностью 25 минут по четвергам.
Кол-во обучающихся: 1 ребенок (ТНР) 8-9 лет.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся
младшего школьного возраста.
Задачи
Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей
звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование
связной речи, ее устной и письменной формы.
1.3. Содержание программы.
№

Название раздела, темы

Диагностический
Диагностическое обследование
в начале учебного года
1.2 Диагностическое обследование
в середине учебного года
1.3 Диагностическое обследование
в конце учебного года
2.
Коррекционный
2.1
Звукопроизношение
2.2
Звуки и буквы.
Дифференциация понятий
«звук» и «буква»
2.3
Гласные звуки и буквы
2.4
Согласные звуки и буквы
2.5
Слог. Слогообразующая роль
гласного
2.6 Слоговой анализ и синтез слов
2.7
Гласные I и II ряда.
Образование гласных II ряда
2.8
Обозначение твердости и
мягкости согласных гласными
I и II ряда
2.9
Обозначение твердости я
мягкости согласных гласными
а – я,о – ё
2.10
Обозначение твердости я
мягкости согласных гласными
у – ю, ы – и
1.
1.1

Учебный план
Кол-во часов
Всего Теория
Практика
5
5

Форма
аттестации

30

4

0,5

1
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Мониторинг в
середине и в конце
учебного года

2.11
2.12

2.13
2.14

2.15

2.16
2.17

2.18
2.19

2.20
2.21
2.22
2.23
2.24
2.25

Дифференциация гласных ё –
ю
Обозначение мягкости
согласных буквой «ь» в конце
и в середине слова
Разделительный «ь»
Дифференциация твердых и
мягких согласных. Звук и
буква а
Дифференциация гласных
звуков и букв по
артикуляторно-акустическому
и оптическому сходству. Звук
и буква о
Дифференциация гласных а – о

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Звук и буква у.
Дифференциация гласных о –
у
Дифференциация гласных ё –
ю
Звук и буква и.
Дифференциация гласных и –
у
Звонкие и глухие согласные
Дифференциация согласных п
– б, ф – в
Дифференциация согласных т
– д, к – г
Дифференциация согласных с
– з, ш – ж
Дифференциация графически
сходных букв п – т, б – д
Дифференциация графически
сходных букв л – м, х – ж

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Мониторинг в
середине и в конце
учебного года

Мониторинг в
середине и в конце
учебного года

2.26
Предложение
1
2.27
Составление предложений
2
2.28 Распространение предложений
1
2.29
Выделение предложений и
1
текста
Итого часов
35
12
18
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учительлогопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических
занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
5

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся.
Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов
обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных
представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со
звуками.
I Этап (Первая половина занятия посвящена теоретическим знаниям, вторая
практическим). Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов
произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на
базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового
состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в
звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Темы:

Звукопроизношение

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

Разделительный “ь”.

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторноакустическим и графическим признакам.

Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторноакустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его
артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический
анализ и синтез слов с заданным звуком;

Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому
оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного
письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3
классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных
звуков.
II этап (Первая половина занятия посвящена теоретическим знаниям, вторая
практическим). Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение
значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного
запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет
развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Темы:

Понятия: слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
синонимы, антонимы, многозначность слов.

Состав слова.

Корень слова и однокоренные слова.
6

Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная
роль ударения.

Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.

Обобщение знаний учащихся о составе слова.

Предлоги.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.
III этап (Практические занятия). Коррекционная работа на синтаксическом
уровне.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи
путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных
синтаксических конструкций.
Основные
синтаксические
единицы:
словосочетание,
предложение.
Грамматическое
оформление
предложений.
Распространение
предложений.
Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование
связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых
средств, для построения высказывания.
Темы:

Составление предложений. Выделение их из текста.

Связь слов в предложении.

Согласование существительных, прилагательных, глаголов.

Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует учить:

выделять предложения из сплошного текста;

учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки
препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

формировать умение устанавливать связь слов в предложении,
разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.


1.4. Планируемые результаты.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют
всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в
образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и
7

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и
условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются
тексты.

8

№

1.
2.
3.

4.
5.

2.Организационно-педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график.
Месяц
Тема
КолФорма занятия
во
часов
Логопедическое
2
обследование
Звукопроизношение
1
Индивидуальная
Сентябрь
Звуки и буквы.
1
Дифференциация понятий
«звук» и «буква»
Гласные звуки и буквы
1
Согласные звуки и буквы
1

6.
7.

Октябрь

8.
9.

10.

Ноябрь

11.

12.

13.

Декабрь

14.
15.

16.
17.
Январь

18.

Слог. Слогообразующая роль
гласного
Слоговой анализ и синтез
слов
Гласные I и II ряда.
Образование гласных II ряда
Обозначение твердости и
мягкости согласных
гласными I и II ряда
Обозначение твердости я
мягкости согласных
гласными
а – я,о – ё
Обозначение твердости я
мягкости согласных
гласными
у – ю, ы – и
Дифференциация гласных ё –
ю

1

Обозначение мягкости
согласных буквой «ь» в
конце и в середине слова
Разделительный «ь»

1

Дифференциация твердых и
мягких согласных. Звук и
буква а
Логопедическая диагностика
Дифференциация гласных
звуков и букв по
артикуляторноакустическому и
оптическому сходству. Звук
и буква о
Дифференциация гласных а –

1

9

1

Индивидуальная

1
1

1

Индивидуальная

1

1

Индивидуальная

1

1
1
Индивидуальная

1

19.

20.
21.

Февраль

22.
23.
24.
25.

Март

26.
27.
28.
29.

Апрель

30.
Май
31.

о
Звук и буква у.
Дифференциация гласных о –
у
Дифференциация гласных ё –
ю
Звук и буква и.
Дифференциация гласных и
–у
Звонкие и глухие согласные

1

1
1

Индивидуальная

1

Дифференциация согласных
п – б, ф – в
Дифференциация согласных
т – д, к – г
Дифференциация согласных
с – з, ш – ж
Дифференциация графически
сходных букв п – т, б – д
Дифференциация графически
сходных букв л – м, х – ж
Предложение
Составление предложений

1

Распространение
предложений
Выделение предложений и
текста
Логопедическое
обследование

1

1
1

Индивидуальная

1
1
1
1

2

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2.2. Условия реализации программы.
Занятия проводит учитель-дефектолог, имеющий специальное (дефектологическое)
образование, логопедическое образование.
Программно-методическое обеспечение рабочей программы
1.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
2.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения
и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
3.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
4.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
5.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.:
Просвещение, 1983.
6.
Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
7.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. –
СПб.,1994.
10

Материально-техническое обеспечение программы
Перечень дидактических игр и
упражнений:
- по развитию математических
Коррекционно-развивающая
представлений;
индивидуальная деятельность
- по развитию восприятию и внимания;
- по развитию мышления;
- по развитию памяти;
- по развитию речи;
- по ознакомлению с окружающим;
Консультативная работа с
- по развитию ручной и мелкой
педагогами, родителями
моторики.
Иллюстративный материал к
лексическим темам.
Подбор дидактических игр с
использованием природных материалов для
развития восприятия и мелкой моторики.
Перечень дидактических игр по всем
разделам программы.
Мебель для практической
деятельности.
Шкафы для методической
литературы, пособий.
Полочки для пособий.
Развивающие игры.
В начале, середине и в конце учебного года проводится логопедическая
диагностика (Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения
и письма у младших школьников).
2.3. Список литературы.
1.
Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
2.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
3.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе. – М.:Сфера, 2005.
4.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
5.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
6.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения
и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
7.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
8.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
9.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.:
Просвещение, 1983.
10.
Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.

11

11.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. –
СПб.,1994.
12.
Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
13.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников. – М.: Владос, 1997.
14.
Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
15.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся
начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».