ДАОП социально-гуманитарной направленности «Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)» для детей с интеллектуальными нарушениями 10-11 лет (вариант 2)

Содержание
1. Основные характеристики программы. ............................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы. ............................................................................................. 4
1.3. Содержание программы. ................................................................................................ 5
1.4. Планируемые результаты ............................................................................................... 6
2.Организационно-педагогические условия. ........................................................................... 7
2.1. Календарный учебный график. ...................................................................................... 7
2.2. Условия реализации программы. ................................................................................. 10
2.3. Список литературы. ...................................................................................................... 10

2

1. Основные характеристики программы.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная
адаптированная
(модифицированная)
общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности «Специальная индивидуальная
программа развития (СИПР)» для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
разработана на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Программа предназначена для организации и проведения коррекционнопедагогической работы с обучающимися с УО. Программа разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утв. Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»
3.Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5. Приказ Минобрнауки РФ об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 года №1598;
6. Примерная адаптированная
основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
7. Конституция РФ;
8. Конвенция ООН о правах ребенка;
9. Конвенция ООН о правах инвалидов;
10. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных
учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными
возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями).
Уровень сложности: ознакомительный.
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В
рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога,
условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений
познавательного развития.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
1. Диагностическое;
2. Коррекционное;
3. Аналитическое;
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление;
3

5. Организационно-методическое.
Курс дефектологических коррекционно-развивающих занятий направлен на
исправление различных типичных недостатков психического развития, которые в
совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с
интеллектуальными нарушениями.
Срок реализации программы 1 учебный год, 68 часа. Индивидуальные занятия
проводятся в очной форме 2 раза в неделю, длительностью 20 минут по средам.
Кол-во обучающихся: ребенок (УО) 10-11 лет.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических
функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для
формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей
обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных
потребностей и возможностей.
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), обусловленных
структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и
психическом развитии.
2. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции,
наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной
работы.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в
соответствии с программным содержанием.
4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической
помощи обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2) с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии).
5. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
6. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) консультативной и
методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим
вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

4

1.3. Содержание программы.
№

Название раздела, темы

1.
1.1

2.1

Дагностический
Диагностическое
обследование в начале
учебного года
Диагностическое
обследование в середине
учебного года
Диагностическое
обследование в конце
учебного года
Формирование
представлений о себе
Тема «Это я»

2.2

1.2

1.3

2.

Учебный план
Кол-во часов
Всего Теория Практика
10
4

Мониторинг в
середине и в
конце учебного
года

2

4

2

2

0,5

0,5

Тема «Я – ребёнок»

0,5

0,5

2.3

Тема «Ребёнок в семье»

0,5

0,5

2.4

Тема «Моя семья»

0,5

0,5

3.
3.1
3.2
3.3
3.4

Восприятие пространства
Тема «Мой дом»
Тема «Я и окружающий мир»
Тема «Я и мир животных»
Тема «Мир животных и птиц»

4,5
0,5
1
1
0,5

5,5
0,5
1
1
0,5

3.5

Тема «Мир растений»»

0,5

0,5

3.6

Тема «Домашние животные»

0,5

0,5

3.7

Тема «Дикие животные»

0,5

0,5

4.

Тактильно-двигательное
восприятие
Тема «Я в мире цвета и звука»
Определение на ощупь
плоскостных фигур и
величины предмета. Большой
- маленький, длинный короткий, одинаковые.
Игры с крупной мозаикой.
Первый – последний, впереди,
следом, сзади.
Восприятие формы,
величины, цвета,
конструирование предметов
Обводка по внешнему
трафарету, штриховка. Круг.
Квадрат.

0

6

4.1
4.2

4.3

5.

5.1

Форма
аттестации

4

10

6

2
2

2

29

0

29

2

5

Мониторинг в
середине и в
конце учебного
года

5.2
5.3

5.4

5.5
5.6

5.7

5.8

5.9
5.10
6.
6.1
6.2

6.3
6.4
7.
7.1
7.2
7.3
7.4

Треугольник. Прямоугольник.
Выделение и обозначение
формы предмета словом.
Геометрические фигуры.
Группировка предметов и их
изображений. Классификация
предметов по форме
геометрических фигур.
Предметы, похожие по форме.
Сравнение двух предметов по
ширине.
Широкий – узкий. Высокий –
низкий.
Тема «Знакомство с
основными цветами.
Светофор»
Моделирование
геометрических фигур.
Составление по образцу
композиции из
геометрических фигур
«Домик».
Написание элементов букв

2
1

Письмо букв
Развитие зрительного
восприятия
Тема «Я и мир животных»
Найди недостающую деталь.
Составление и решение задач
с недостающими данными.
Тема «Мир животных и птиц»
Решение примеров на
сложение. Что изменилось?
Восприятие времени
Тема «Сутки. Части суток»
Тема «Смена времени суток»
Понятия «сегодня», «завтра»,
«вчера».
Тема «Семь суток. Неделя»
Тема «Веселая неделя.
Порядок дней недели»
Итого часов

12
3,5

2

Мониторинг в
середине и в
конце учебного
года

2
1

2

1

3
4

0,5

1
1

6

69

0,5

0,5
1

1

5
1
1
1

1

1
1

12

57

10

1.4. Планируемые результаты
Освоение обучающимися коррекционно-развивающей дефектологической
программы, которая создана на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
6

компетенций (в первую очередь овладение коммуникативной компетенцией),
необходимой для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
социальную среду.
Данная программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
 формулировка своих просьб и желаний;
 владение навыками альтернативной коммуникации;
 участие в ролевых играх в соответствии с возможностями;
 восприятие на слух текстов;
 ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
 осознание своего личного опыта;
 ответы на вопросы учителя-дефектолога по содержанию прослушанных
материалов (для умеренной УО) ;
2.Организационно-педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график.
№
Месяц
Тема

Колво
часов

1.

Обследование ВПФ

2

2.

Обследование ВПФ

2

3.

Тема «Это я»

1

Тема «Я – ребёнок»

1
1

6.

Тема «Ребёнок в
семье»
Тема «Моя семья»

7.

Тема «Мой дом»

1

8.

Тема «Я и
окружающий мир»
Тема «Я и мир
животных»
Тема «Мир животных и
птиц»
Тема «Мир растений»»

1

Тема «Домашние
животные»
Тема «Дикие
животные»
Тема «Я в мире цвета и
звука»

1

4.

Сентябрь

5.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

Октябрь

7

Форма занятия

Индивидуальная

1

1
1
1

1
1

Индивидуальная

15.

Тема «Я в мире цвета и
звука»

1

16.

Определение на ощупь
плоскостных фигур и
величины предмета.
Большой - маленький,
длинный - короткий,
одинаковые.
Игры с крупной
мозаикой.
Первый – последний,
впереди, следом, сзади.
Обводка по внешнему
трафарету, штриховка.
Круг. Квадрат.
Треугольник.
Прямоугольник.
Треугольник.
Прямоугольник.

2

Выделение и
обозначение формы
предмета словом.
Геометрические
фигуры.
Группировка
предметов и их
изображений.
Классификация
предметов по форме
геометрических фигур.
Предметы, похожие по
форме.
Выделение и
обозначение формы
предмета словом.
Геометрические
фигуры.
Обследование ВПФ

1

Группировка
предметов и их
изображений.
Классификация
предметов по форме
геометрических фигур.
Предметы, похожие по
форме.

2

17.

Ноябрь

18.

19.
20.

21.

22.

23.
24

25.
26.

27.

Декабрь

8

2

Индивидуальная

2

1
1

2

2

2

2

Индивидуальная

32.

Февраль

Сравнение двух
предметов по ширине.
Широкий – узкий.
Высокий – низкий.
Тема «Знакомство с
основными цветами.
Светофор»
Моделирование
геометрических фигур.
Составление по
образцу композиции из
геометрических фигур
«Домик».
Написание элементов
букв
Письмо букв

33.

Март

Письмо букв

8

34.

Письмо букв

1

35.

Тема «Я и мир
животных»

1

36.

Найди недостающую
деталь.
Составление и решение
задач с недостающими
данными.
Тема «Мир животных и
птиц»
Решение примеров на
сложение. Что
изменилось?
Тема «Сутки. Части
суток»
Тема «Смена времени
суток»
Понятия «сегодня»,
«завтра», «вчера».
Тема «Семь суток.
Неделя»
Тема «Веселая неделя.
Порядок дней недели»
Обследование ВПФ

1

28.
Январь
29.

30.

31.

Апрель
37.
38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.

Май

9

1

3

Индивидуальная
Индивидуальная

Индивидуальная
2

1

3

Индивидуальная
1
1

1
1
1
2
1
4

Индивидуальная

2.2. Условия реализации программы.
Занятия проводит учитель-дефектолог, имеющий специальное
(дефектологическое) образование.
Материально-техническое обеспечение программы
Перечень дидактических игр и упражнений:
по
развитию
представлений;

математических

- по развитию восприятию и внимания;

Коррекционно-развивающая
индивидуальная деятельность

- по развитию мышления;
- по развитию памяти;
- по развитию речи;
- по ознакомлению с окружающим;
- по развитию ручной и мелкой моторики.

Консультативная
родителями

работа

с

педагогами,

Иллюстративный материал к лексическим
темам.
Подбор
дидактических
игр
с
использованием природных материалов
для развития восприятия и мелкой
моторики.
Перечень дидактических игр по всем
разделам программы.
Мебель для практической деятельности.
Шкафы для методической литературы,
пособий.
Полочки для пособий.
Развивающие игры.

Оценочные материалы
Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования
детей с интеллектуальными нарушениями.
2.3. Список литературы.
1.
Баркова Н.Л., Михайленко Н.К.
Умные пальчики Тетрадь для
развития графомоторныхнавыков детей 6-7 лет.
2.
Москвина А.В., Труфанова Е.Н., Суслова Н.М. Диагностика младших
школьников с нарушением интеллекта :учебно – методическое пособие / А.В. Москвина,
10

Е.Н. Труфанова, Н.М. Суслова ; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по
образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург : Изд-в ОГПУ, 2008.
3.
Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. –
М.: Просвещение, 2017.
4.
Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР:
приложение к пособию: «Тематическре планирование коррекционной работы в
логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР»/Л.М.Граб. – М.: Издательство ГНОМ,
2013. – 32 с.
5.
Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и
игровых упражнений. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова.- М.: Издатльство «Книголюб», 2007.120 с.
6.
Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического
обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ
Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.; 65 карт.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».